Мозжечок – один из отделов головного мозга, состоящий из червя и двух полушарий. Он отвечает за координацию мышечной и умственной деятельности, а также дает возможность своему обладателю поддерживать равновесие и ощущать сове местоположение в пространстве. Но на этом функции мозжечка не заканчиваются. По результатам исследований последнего десятилетия этот отдел мозга отвечает за развитие памяти всех видов, участвует в работе речевых центров, контролирует движения и сенсорное восприятие. Мозжечок перерабатывает поступающую информацию и выдает соответствующую раздражителю реакцию.
Учитывая эти особенности, ученые предположили, что активная работа этого отдела мозга в отношении поддержания равновесия положительно скажется на развитии умственных способностей. Многочисленные опыты подтвердили теорию, благодаря этому появился такой метод терапии, как мозжечковая стимуляция.
Показания к стимуляции мозжечка на доске и ее действие
Процедуру стимулирования назначают широкому кругу пациентов. Особенно действенной она показала себя при применении в детском возрасте.
Специальная программа стимулирования этого отдела мозга назначается детям:
С нарушениями координации движений;
- гиперактивностью или наоборот – заторможенностью;
- нарушением внимания, скорости восприятия информации;
- при аутизме;
- проблемами с устной и письменной речью;
- сложностях с овладением школьными навыками.
Активная работа мозжечка эффективно исправляет подобные нарушения. Нельзя сказать, что, например, задержка развития навыков речи зависит только от недостаточной активности мозжечка, но его стимуляция помогает исправить ситуацию и сделать ребенка более внимательным и обучаемым.
Процедура улучшает:
- различные типы памяти;
- математические способности;
- двигательные навыки, общую моторику;
- восприятие речи, как письменной, так и устной;
- способность к механическому чтению.
Повышается также общий уровень внимания, улучшается способность сосредоточения на определенном деле. Мозжечковая стимуляция показала отличные результаты в работе с детьми-аутистами, гиперактивными малышами.
Как проходит сеанс мозжечковой стимуляции на доске?
Для проведения процедуры используют специальное приспособление – доску Белгау (Бильгоу). Она обладает ровной поверхностью, на которой пациент может стоять, и полукруглыми ножками для балансирования. Из-за таких особенностей конструкции ребенок должен постоянно сохранять равновесие, что и приводит мозжечок в особо активное состояние.
Дети с удовольствием занимаются на доске Белгау, процедура носит игровой характер, поэтому даже пациенты со сложностями в общении и расфокусированным вниманием относятся к ней вполне положительно. Для повышения интереса к занятиям тренеры-педагоги также используют дополнительный стимул – поощрение словами и/или лакомством.
Доска для мозжечковой стимуляции, купить которую можно по сравнительно небольшой цене, основной инструмент, который помогает провести сеанс согласно принятым правилам. Возможность контролировать градус наклона, максимальная безопасность и удобство делают это приспособлением незаменимым.
Просто сохранять равновесие на снаряде дети учатся довольно быстро. После этого – первого – этапа задачу усложняют – ребенок должен выполнять определенные задания, продолжая сохранять равновесие в заданном положении доски.
Наклон варьируется от 5 до 50 градусов, чем он больше, тем сложнее выполнить заданные упражнения.
Для выполнения стимуляции кроме доски Белгау используют набор вспомогательных аксессуаров:
- мячики, в том числе мяч на резинке;
- мешочки с предварительно просушенной крупой;
- мягкие подушечки, которые специалист и ребенок перекидывают друг другу.
Процедура чаще всего проводится под контролем специалиста, не только в целях безопасности, но и для получения максимальной результативности. Некоторые родители одновременно с занятиями в специализированном центре проводят процедуры дома, придерживаясь рекомендованных упражнений и длительности сеансов.
Важные моменты при мозжечковой стимуляции
Перед проведением занятий стоит определиться с кругом проблем, требующих коррекции. В этом поможет специалист. А вот специальной подготовки к процедурам стимуляции мозжечка не требуется, начинать занятия можно в любое время (рекомендованный возраст – с двух-трех лет).
Стандартно сеанс длится около получаса, но можно начинать и с нескольких минут – вначале ребенку сложно удерживать равновесие на доске. Слишком долгие занятия могут привести к утомлению. За неделю проводят от 3 до 5 сеансов.
Программа для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, с учетом личных особенностей, спектра и степени корректируемых нарушений. Самостоятельно подбирать время и перечень упражнений не рекомендуется, с этим гораздо лучше справится специалист.